Ошибка философа

Так в XVIII веке представлял себе роль органов чувств в человеческой жизни французский философ-просветитель д. Кондильяк.
Не скоро стала ясной главная ошибка философа — он ничего не сказал о нервной системе. Если у нашей статуи не будет органа, перерабатывающего информацию о внешнем мире, ответственного за превращение ощущений (восприятий) в представления, понятия, она будет напоминать средневековый город, вымерший от чумы: тщетно стучатся гонцы в крепко запертые ворота высоких стен города — он мертв.
Но стоит продолжить мысленный эксперимент французского философа — и все встанет на свое место. Давайте соединим тонкими белыми нитями — нервами — органы чувств со сравнительно небольшой по объему (у человека — 1,5 кубических дециметра), но очень сложной системой, которая называется головным мозгом.
Когда неспециалист говорит о мозге — он понимает под этим скопление нервных клеток, расположенных внутри черепной коробки. Когда о мозге говорит биокибернетик, то он, прежде всего, отметит, что мозговые структуры предназначены для анализа поступающей в них информации и интегрирования этой информации в форме полезного поведения.


 Мысленный эксперимент

Двести с лишним лет тому назад было предложено осуществить такой мысленный эксперимент.
Представьте себе стоящую посреди цветущего сада мраморную статую. Камень мертв: статуя не видит буйной зелени вокруг, не слышит трелей соловья, не чувствует, как ее руки касается листок.
Но вот статуя начинает оживать: один за другим вступают в действие органы чувств, воспринимающие, как мы теперь говорим, информацию об окружающем мире.
Сначала появляется обоняние: статуя уже «знает», что ее окружают цветы — ИСТОЧНИК тонкого аромата. Но сколько их, какого они цвета, она попять не может.
Затем статуя получает вкус. Она уже «понимает», что цветы, так хорошо пахнущие, несъедобны, а вот яблоко, висящее около головы, вкусно.
Стоит научиться осязать — и оживающий мрамор может многое узнать о себе и окружающих предметах: их форме, величине, расположении, определить их «верх» и «низ».
Но вот статуя прозрела и получила возможность слышать. Широко распахнулись ворота, и неведомый мир — сияние солнца, птичий гомон, зеленый наряд деревьев — тысячи ощущений нового, блистающего красками, звучащего мира ворвались в нее.